Сосед онлайн: как соцсети помогают решить общедомовые вопросы

Что обсуждается в чатах домов и почему не все готовы переносить собрания жильцов в интернет

Многие собственники жилья никогда не бывали на общедомовых собраниях. К счастью, сегодня технологии позволяют оставаться на связи и решать общедомовые вопросы онлайн круглосуточно. Ремонт вентиляции и установку шлагбаума во дворе можно обсудить через группу в соцсетях. N1.RU разбирался, в чём польза чатов во «ВКонтакте» и WhatsApp и как организовать такое сообщество самостоятельно.

Сосед онлайн: как соцсети помогают решить общедомовые вопросы

Прошлым летом в Госдуму был внесён законопроект, официально приравнивающий обсуждения собственников жилья в онлайн-чатах к традиционным общедомовым собраниям. Если инициативу утвердят, то проголосовать за смену управляющей компании, например, можно будет прямо со смартфона. Однако уже сейчас жители многих ЖК активно используют такой метод решения общедомовых вопросов.


Как вступить в чат собственников квартир


Как правило, чаты в мессенджерах создают участники сообществ ЖК во «ВКонтакте» и Facebook, организованных застройщиком. Сначала дольщики обсуждают процесс строительства объекта, а затем качество полученного жилья. В последующем могут появиться чаты, разделённые по подъездам, где поднимаются локальные вопросы: сломанный лифт, перегоревшие лампочки и прочее.


Чтобы найти группу своего дома в интернете, необходимо прописать в поисковике соцсетей название вашего ЖК или просто спросить у председателя дома, ведутся ли какие-то сообщества в сети. Они, как правило, имеют похожие названия «Жизнь в доме…» или «Подслушано в доме …». Помимо решения общедомовых вопросов, группа может помочь и в бытовых ситуациях — с её помощью можно одолжить у соседа инструменты для ремонта или найти контакты надёжной строительной бригады.

Сосед онлайн: как соцсети помогают решить общедомовые вопросы

Например, сообщество жильцов ЖК «Астра» создано за год до сдачи дома в эксплуатацию, в марте 2015 года. Первые записи посвящены «приёму объекта долевого строительства» и недочётам в ходе строительства. Позднее у каждого корпуса появилось отдельное обсуждение. Тем не менее, общий чат ЖК существует до сих пор — там обсуждают благоустройство придомовой территории, разыскивают владельца автомобиля, который загородил проезд, а также находят хозяев потерянных вещей во дворе.


Алексей Гурских приобрёл квартиру в ЖК «УКМС-Уют» на этапе котлована. О том, что у домов его жилого комплекса есть группа во «ВКонтакте», он узнал, только когда въехал в квартиру. Про онлайн-сообщество ему случайно рассказал сосед по площадке.


«Когда я вступил группу, там в основном поднимались вопросы парковки и обустройства двора. Самые бурные обсуждения начались позже по поводу тарифов ЖКХ и нашей управляющей компании. Несколько раз доходило до ссор, но позже удавалось всё урегулировать. В первое время мне было интересно и я отслеживал новости в группе. Сейчас даже не помню, когда последний раз туда заходил, — рассказывает Алексей Гурских. — Познакомиться и подружиться с соседями через группу не удалось. Несколько раз я выбирал симпатичных девчонок и ставил им лайки на фото, но дальше этого дело не зашло. К зиме группа всегда оживает — все обсуждают уборку снега и аренду подземных парковок».


Как создать чат дома самостоятельно


Как быть, если именно вы являетесь инициативным собственником и хотите создать общую группу дома или подъезда? Один из вариантов — обойти соседей или на общедомовом собрании попросить заполнить простейшую форму: указать номер квартиры и контактный телефон. Так вам удастся пригласить всех соседей в чат или группу и оповещать об актуальной информации.

Сосед онлайн: как соцсети помогают решить общедомовые вопросы

Анна Понофидина создала чат подъезда своего дома на Детском проезде в WhatsApp. Она несколько лет снимает жилплощадь у семьи, которая живёт в соседней квартире.


«Мы живём в старой постройке, и такие чаты в подобных домах, как мне кажется, — редкость. В Академгородке в принципе все знают друг друга, но так получилось, что в нескольких квартирах в моём подъезде живут люди примерно одного возраста. За несколько месяцев, что я снимала эту квартиру, мы познакомились, так и возникла идея создать чат. Позже к нам подключились и остальные соседи», — рассказывает Анна Понофидина.


Сейчас в её сообществе состоят все собственники квартир подъезда, за исключением одной — там живут пожилые люди. Теперь жильцы могут решать бытовые вопросы онлайн. Например, недавно в чате обсуждали ремонт домофона. Иногда соседи выясняют, у кого громко играет музыка. Около месяца назад квартиру Анны ограбили и пытались вскрыть соседнюю. Через группу удалось оперативно предупредить соседей, а также получить элементарную помощь.


Помимо социальных сетей и мессенджеров, существуют специальные сервисы для проведения собрания собственников в режиме онлайн. В них возможно настроить SMS-оповещения, повестку дня и архив обсуждений. Однако эти программы платные — стоимость может доходить до 100 тысяч рублей. Далеко не все собственники готовы скидываться на покупку такого сервиса.


Онлайн-чаты vs собрания собственников


Технологии позволяют участвовать в решении общедомовых вопросов не выходя из своей квартиры. Однако не стоит забывать, что практически в каждом доме проживают пенсионеры или просто консерваторы, которым некомфортно общаться в интернете. Поэтому полностью отказаться от традиционных собраний собственников вряд ли получится.


Впрочем, есть компромиссный вариант. Можно организовать инициативную группу жильцов и доверить ей решение текущих вопросов. А остальные собственники будут лишь оповещаться по факту утверждённых изменений.

Сосед онлайн: как соцсети помогают решить общедомовые вопросы

Алексей Гурских переехал в свой ЖК в 2010 году. При этом ему ни разу не удалось посетить собрание собственников, так как все встречи организовывались через группу во «ВКонтакте».


«Я практически не захожу в сообщество — и поэтому не в курсе предстоящих встреч. Я бы с удовольствием пообщался лично с соседями, принял участие в обсуждениях проблем, может, предложил какие-то свои решения. Группу в соцсетях я не воспринимаю, считаю, что это не серьёзно. Есть несколько активистов, которые в основном между собой там общаются, большинство жильцов или просто читатели, или, как я, совсем туда не заходят», — делится новосибирец.


Безусловно, объединения жильцов домов в сети могут быть очень удобны. Однако, создавая такие группы, стоит учитывать, что получить полный охват и обратную связь от всех собственников вряд ли удастся, так как не все воспринимают такой вид общения.

Полина Квасенко
Фото: N1.RU, depositphotos.com